Правила безопасности для детей и подростков ссылка
Инфографика ссылка
Детские рисунки ссылка
Детская безопасность (видеоролики) ссылка
Комплексная безопасность
Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Безопасность образовательной организации — это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуации.
Комплексная безопасность образовательной организации - это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала ОО, осуществляемых под руководством директора ОО, органов управления образованием, во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения безопасного функционирования ОО, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Система комплексной безопасности образовательной организации подразумевает состояние защищённости образовательной организации от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.
Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью её снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью ослабления последствий реализации угрозы.
В образовательной организации прогнозируются следующие возможные виды угроз (происшествий, несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций):
Социального характера: массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан; акты экстремизма и терроризма.
Социально-криминальные: уличные проявления экстремизма; взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ; угрозы осуществления терактов, захват заложников, иные теракты криминального характера; противоправное проникновение посторонних лиц в образовательные организации; хищение имущества образовательных организаций; хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, травматизм; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков.
В современных условиях для Российской Федерации данная проблема стоит еще более остро. Это обусловлено в первую очередь тем, что за последние годы произошло качественное изменение опасностей, связанных с обострением криминальной обстановке в стране, возрастанием числа различных конфликтов, экологических проблем. Сохраняется на мировом уровне возможность совершения террористических актов, возникновение техногенных аварий и кадастров, высока опасность стихийных бедствий.
Система мер обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения – это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий администрации образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образования и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также формирования готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуация.
Основными направлениями деятельности учреждения, является: организация работы с обучающимися, их родителями, педагогическим коллективом, правоохранительными органами и другими общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности организации; контроль за соблюдением требований законодательства о антитеррористической защищенности образовательной организации; организация и обеспечение защиты обучающихся и работников образовательной организации от чрезвычайных ситуаций, технической укреплённости и антитеррористической защищенности образовательной организации, функционирования физической охраны, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима организации; организация выполнения профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности образовательной деятельности в образовательных организациях.
Нормативно-правовая база, состоящая из:
- нормативно-правовых документов федерального уровня (Конституция Российской Федерации (ст.7, 20, 22, 38 о комплексной безопасности), Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12. 2010 г. № 390 «О безопасности», Федеральный закон от 07. 02. 2011 г. № 03-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ « О гражданской обороне», Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-Ф3 «О противопожарной безопасности», Федеральный закон от 22.06.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» )
- нормативно-правовых документов регионального и местного уровней (устав образовательной организации, паспорт безопасности, должностная инструкция заместителя руководителя по безопасности, приказы образовательной организации, инструкции, планы-схемы охраны, оповещения, планы работы, планы действий сотрудников при чрезвычайной ситуации, материалы проверок, проведенных тренировок, доклады и отчеты по комплексной безопасности, памятки и др.).
- Организационные мероприятия.
- Взаимодействие с компетентными инстанциями.
- Обучение сотрудников ОО и обучающихся по вопросам безопасности.
- Создание и укрепление учебно-материальной базы безопасности.
Цели, задачи и организационные мероприятия для обеспечения безопасности образовательных организаций
Цель – определить уровень обеспечения безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения во время учебного процесса от возможных видов опасностей.
Задача – исследовать проделанную работу в текущем учебном году по реализации мер и мероприятий в области обеспечения безопасности образовательных организаций, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников школы во время их трудовой и учебной деятельности от возможных терактов, пожаров, аварий и других опасностей. Выявление проблем и недостатков, способы их разрешения.
Система комплексной безопасности образовательных организаций ставит перед собой следующие необходимые цели и задачи: создание организационных и финансовых условий по обеспечению комплексной безопасности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях; повышение уровня пожарной, криминальной, антитеррористической, санитарной безопасности образовательных организаций; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях; формирование и отработка навыков безопасного поведения всех участников образовательного процесса.
Для достижения выше изложенных целей и задач реализуются следующие мероприятия:
- Обеспечение антитеррористической защищенности:
1.1. Разработка правил внутреннего распорядка ОО.
1.2. Определение порядка и мер обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОО при проведении праздников, спортивных и культурно-массовых мероприятий.
1.3. Проверка учебных и производственных помещений ОО.
1.4. Организация деятельности антитеррористической рабочей группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами.
1.5. Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в ОО.
1.6. Определение порядка и ответственных за ежедневный контроль состояния ограждений по периметру образовательных организаций; освещения фасадов здания и территории организации, завоза продуктов и имущества.
1.7. Обеспечение лицензированной физической охраной; ежедневный контроль за осуществлением контрольно-пропускного режима.
1.8.Организация взаимодействия ОО с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.
1.9. Организация контроля выполнения мероприятий комплексного плана «Безопасность образовательной организации», в том числе мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в ОО.
1.10. Руководство локальными системами контроля состояния потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования.
1.11. Осуществление контроля соблюдения обучающимися и работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда.
- Обеспечение пожарной и электробезопасности:
2.1. Оснащение ОО противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения. (АПС и система оповещение и управления эвакуацией).
2.2. Эксплуатация согласно требованиям норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены.
2.3. Выполнение работ по противопожарной обработке перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации, проверка источников наружного пожарного водоснабжения.
2.4. Оценка технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем ОО, их паспортизация, оценка пожарной, электро и конструктивной безопасности согласно норм и правил. Приведение зданий, сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам, а также электрических сетей образовательных учреждений в соответствие с требованиями ПУЭ, ПТЭЭП;
2.5. Организация обучения и инструктажи сотрудников и обучающихся по пожарной и электробезопасности.
2.6. Проведение тренировочных занятий по учебной эвакуации согласно графика и практических занятий по использованию СИЗ и средств пожаротушения.
2.7. Профилактическая работа с участием сотрудников ОВД, ГПН.
- Обеспечение вопросов гражданской обороны:
3.1. Организация гражданской обороны: в соответствии с положением ФЗ РФ «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» обеспечивается обучение персонала учреждения и обучающихся в области ГО, способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В учебном учреждении на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения ОО разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях (эвакуация ОО, укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях, использование средств индивидуальной защиты и порядок их получения, оказание медицинской помощи и т.д)
- Охрана труда и техника безопасности:
4.1. Организация мероприятий по улучшению условий труда и безопасной работы во время образовательного процесса.
4.2. Улучшение естественного и искусственного освещения.
4.3. Утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях.
4.4. Установление рационального режима труда и отдыха.
4.5. Оборудование мест и площадок, выделенных для физкультурно-оздоровительной работы.
4.6. Профилактика несчастных случаев на производстве и детского травматизма.
4.7. Организация контроля и обучения и инструктирования по вопросам охраны труда и технике безопасности.
4.8. Обеспечение безопасности и надёжности здания и инженерных систем: создание системы мониторинга за состоянием зданий и коммуникаций образовательных учреждений.
4.9. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, внедрение здоровье сберегающих технологий обучения.
- Индивидуальная безопасность личности:
Достижение цели формирования культуры безопасности обучающихся осуществляется через решение следующих задач:
5.1. Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;
5.2. Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;
5.3. Формирование способностей принятия безопасных решений в быту;
5.4. Привитие знаний, умений, навыков по снижению рисков;
5.5. Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
5.6. Обеспечение информационной безопасности.
- Обеспечение экологической безопасности: на основании Конституции Российской Федерации, Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Профилактика предупреждения детского дорожного транспортного травматизма в области безопасности дорожного движения: совместно с МВД России (ГИБДД) организуется работа с классными руководителями (инструктажи, педсоветы), обучающимися (участие в профилактических акциях, КВН, викторины, конкурсы, беседы силами ЮИД) и их родителями (беседы, родительские собрания), это как теоретические занятия, так и практические.
Основными законодательными иными нормативными документами, регламентирующие обеспечение физической охраны образовательных организаций, является:
- Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390 «О безопасности»;
- Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 03-ФЗ «О полиции»;
- Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»;
- Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране».
На основе законодательных актов в образовательной организации разрабатывается локальные, нормативно-правовые документы, регламентирующие обеспечение выполнение задач физической охраны конкретной образовательной организации. К ним следует отнести: договор на оказание охранных услуг; паспорт безопасности образовательного учреждения (раздел 4); план охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий; план - охраны образовательного учреждения; инструкция по охране объекта; договор о координации совместных действий с отделом внутренних дел, обслуживающим данную территорию.
В целях обеспечения безопасности обучающихся, работников, сохранность имущества, предупреждение террористических актов в образовательной организации вводится контрольно- пропускной режим.
Основополагающим документом, регламентирующим организацию пропускного режима в образовательных организациях, является «Положение о контрольно-пропускном режиме».
Не менее важным направлением в комплексной безопасности является обеспечение пожарной безопасности образовательных организаций.
Законодательные акты, регламентирующие правила пожарной безопасности в образовательном учреждении:
- Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Федеральный закон от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме»;
- Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 «О утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»» с изменением от 27.01.2009 г. и 22.06.2010 г.
С целью планирования и координации действий по обеспечению пожарной безопасности администрация образовательной организации должна на основе законодательных документов разработать и принять ряд локальных нормативных актов. К основным из них следует отнести:
- приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность;
- декларацию пожарной безопасности образовательной организации;
- инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на прилегающей территории;
- план действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении;
- инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности;
- памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.
План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на учебный год разработан и принят до 01 сентября и включать в себя следующее:
- доведение до работников образовательной организации требований пожарной безопасности, установленных локальными актами;
- организацию и проведение с работниками образовательной организации противопожарных инструктажей;
- организацию и проведения проверки пожарной сигнализации и первичных средств пожаротушения;
- организацию занятий по изучению правил пожарной безопасности с обучающимися и практических занятий по эвакуации в случае пожара.
По пожарной безопасности в ОО ведутся следующие журналы:
- регистрации вводного противопожарного инструктажа;
- регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте;
- учета первичных средств пожаротушения; контроля проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации.
Важным вопросом в комплексной безопасности образовательной организации является охрана труда. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основные задачи по охране труда в образовательной организации:
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства.
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства.
- Обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися МБОУ требований законодательных и других нормативно - правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания.
- Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса.
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима.
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.
- Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД.
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Организация охраны труда в образовательной организацией регламентируется основными нормативными документами:
- Устав образовательной организации.
- Коллективный договор образовательной организации.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности, в котором обозначены основные направления организации работы образовательной организации по охране труда и безопасности жизнедеятельности, функции, права и ответственность.
- Должностная инструкция специалиста по охране труда и технике безопасности, в которой определены функции, должностные обязанности, права и ответственность.
- План работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности составляется на учебный год и включает: организационно–технические мероприятия по улучшению условий труда; обучение работников безопасным приемам работы и соблюдению правил безопасности на рабочем месте.
- На начало учебного года руководитель образовательной организации издаются приказы о назначении: об охране труда и соблюдении правил ТБ; о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы; об усилении мер по охране жизни и здоровья детей; об организации работы по предупреждению ДДТТ в образовательной организации; о создании комиссии по расследованию несчастных случаев.
Документация по охране труда должна включать следующие журналы:
регистрации противопожарного инструктажа вводного и на рабочем месте;
учета инструкций по охране труда с присвоением порядкового номера, должен охватывать все виды работ и профессии учреждения, ведется специалистом по охране труда); регистрации проведения вводного инструктажа по охране труда (оформляется специалистом по охране труда или руководителем учреждения при приеме на работу, вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу); регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (оформляется руководителем структурного подразделения при приеме на работу всех работников, а в последующем не реже, чем 2 раза в год, в первом и втором полугодиях); регистрации проверки знаний у персонала с 1-ой группой электробезопасности; регистрации несчастных случаев, происшедших с работающими в образовательном учреждении (с приложением актов по формам Н-1); регистрации несчастных случаев с воспитанниками (с приложением актов по форме Н-2).
В образовательных организациях, в целях профилактика дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) оформляются информационные «Уголки безопасности». Материалы, представленные на стендах, включающие в себя следующее содержание: информация ГИБДД о состоянии детского дорожно-транспортного травмат